В
предстоящий уик-энд, 8-9 сентября, пройдет очередной триннадцатый этап
Королевских гонок серии Формула-1 в Монце (Италия). Корреспондент.net
дает свое видение того, как пройдет это важнейшее мероприятие в мире
автоспорта.
Формула-1 возвращается к своим истокам.
Многомиллионный проект переезжает в итальянскую Монцу - на одну из
старейших трасс для автогонок.
Монца - автодром бешеных
скоростей. Итальянцы всегда имели в крови жажду скорости, недаром
успешная команда Формулы-1 обосновалась именно на Апеннинах.
Свою
историю итальянский автодром ведет с 3 сентября 1922 года. Таким
образом свой 25-летний юбилей праздновал Миланский Автомобильный клуб,
за счет которого трасса и была построена, причем в рекордные для тех
времен сроки - 110 дней.
Однако, с 1928 года Монца начала
показывать свои негативные стороны, в первую очередь - в плане
безопасности. Во время гонки, на 17 круге, итальянец Эмилио Матерасси
врезался в трибуну, погубив себя и 27 зрителей. После этого
трагического случая началось постепенное преобразование автодрома. За
историю автодрома конфигурация трассы менялась целых девять раз: ведь
строителям приходилось ограничивать скоростные участки, а гоночные
команды всегда стремились к обратному - к увеличению оборотов в
двигателях болидов.
История Гран-При Италии богата и
неспортивными событиями. При Бенито Муссолини победы в гонках зачастую
использовались в политических пропагандистских целях. Дуче являлся
восторженным поклонником автогонок, и, горя желанием поддержать марку
Alfa Romeo (предшественник Ferrari - ред.), взял миланского
производителя под крыло принадлежащего государству IRI (Instituto di
Riconstruzione Industriale). Auto Union совместно с немецким
Daimler-Benz получали правительственные субсидии для поддержки своих
научно-исследовательских программ. Итальянские и немецкие гонщики и
команды раз за разом побеждали на итальянском Гран-При, своеобразно
показывая мощь этих стран даже в аспекте автоспорта.
Из нынешних составов команд никто, кроме Дэвида Култхарда, не откупоривал бутылку шампанского в ранге победителя
Мир
именно на Монце засвидетельствовал победы великих и горе побежденных.
Именно здесь в 1991 году Михаэль Шумахер дебютировал в составе
Benetton. Именно тут репортеры застали плачущими двух чемпионов мира -
в 1999-м Мику Хаккинена в слезах на обочине трассы после аварии, тогда
финн посчитал, что она лишила его шансов на титул. А годом позже на
пресс-конференции расплакался Михаэль Шумахер, достигший рекорд по
числу побед Айртона Сенны.
Ferrari, как и подобает символическим
хозяевам Гран-При, являются абсолютными рекордсменами по количеству
побед - 17 раз. Сегодняшний ближайший соперник Скудерии McLaren может
похвастаться лишь 8 триумфальными финишами. Причем, если в 80-х годах у
итальянцев не было ни одного шанса, кроме сенсационной победы Герхарда
Бергера, который подарил тогда Скудерии единственную победу в
чемпионате 1988 года (все остальные этапы первым приезжал McLaren). В
нынешние времена Михаэль Шумахер с Рубенсом Баррикелло здесь стабильно
штамповали максимум очков для Ferrari. Шумахеру принадлежит и личный
рекорд побед в Италии - 5 раз. Примечательно, что если Ferrari не
выигрывали (Хуан-Пабло Монтойя - 2001, 2005; Френтцен, 1999; Култхард,
1997), то оказывались очень далекими от вожделенного подиума (кроме
2001 года).
Гран-При
Италии состоит из 53 кругов (длина круга - 5793 метра). Общая длина
гонки составляет почти 307 километров. За всю историю трассы лучший
круг на квалификации остался за Рубенсом Баррикелло на Ferrari в 2004-м
- 1:20:089, но перед квалификацией Хуан-Пабло Монтойя проехал круг за
1:19:525. Рекорд Монцы в гонке также принадлежит Баррикелло - 1:21:046.
Конфигурация
трассы в Монце особенно требовательна к аэродинамическим настройкам.
Все команды тратят баснословные суммы ради специального
аэродинамического пакета, который используется исключительно в Италии.
Поскольку автодром в Монце - самый скоростной в календаре Формулы-1,
команды вынуждены искать оптимальные настройки для максимального
уменьшения прижимной силы на болидах. С другой стороны, резкое
торможение на шиканах вынуждает гонщиков использовать резину, особенно
стойкой к абразивности, а механикам - искать идеальные настройки для
оптимальной выносливости тормозов и устойчивости машины на торможении.
Трасса очень требовательна к механике, только двигатели работают на
предельной мощности приблизительно на 3/4 всего круга и позволяют
болиду разгоняться до 340 км/ч. В основном, команды выбирают здесь
тактику одного пит-стопа.
При Бенито Муссолини победы в гонках зачастую использовались в политических пропагандистских целях Расклад
позиций в чемпионате Формулы-1 заставляет Ferrari выкладываться на
максимальный результат, команда Жана Тодта не имеет права на ошибку.
Несмотря на то, что итальянцам в квалификации составляет серьезную
конкуренцию McLaren, Скудерия обычно разгоняется уже по ходу гоночного
уик-энда. А обгонный статус Монцы только подталкивает Ferrari на острую
борьбу с Серебряными Стрелами. Поэтому совсем не обязательно, что
победитель квалификации в Италии сможет без проблем пересечь финишную
ленту первым.
Из нынешних составов команд следует отметить, что
никто, кроме Дэвида Култхарда, не откупоривал бутылку шампанского в
ранге победителя. И это при двух поулах Кими Райкконена в последних
двух сезонах! Поэтому, этот фактор только подстегивает главных
претендентов в лице Ferrari, McLaren и BMW Sauber показать себя с
лучшей стороны и победить здесь впервые.
По ходу сезона-2007 пилоты McLaren Льюис Хэмилтон и Ferrari
Букмекеры верят в чемпионские претензии Хэмилтона (AP)
Фелипе
Масса показывали себя с наилучшей стороны после успешных квалификаций.
Но именно остальные два гонщика топ-команд, Кими Райкконен и Фернандо
Алонсо, доказали, что их лучшие качества - удачное ведение борьбы за
победу непосредственно во время гонки. Именно эти пилоты показали свою
настойчивость и агрессивность, что умеют обгонять и исполнять свои
чемпионские амбиции. Поэтому двукратный чемпион и вице-чемпион мира
должны себя чувствовать комфортнее всех на предстоящем гоночном
уик-энде. Однако, стоит учесть и тот факт, что Алонсо сейчас по
скорости уступает всем трем главным претендентам на чемпионство.
Авторитетная
британская букмекерская контора William Hill высоко оценила шансы на
победу пилотов Ferrari - Кими Райкконена и Фелипе Массы. Однако, на
победу в чемпионате, по-прежнему лидируют гонщики McLaren - Льюис
Хэмилтон и Фернандо Алонсо.